» Архив материалов » №37

ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК СТАРОЙ ВЕРЫ

Русский историк Н. И. Костомаров писал о старообрядчестве как о "крупном явлении умственного прогресса, которое отличалось любовью к прениям и исканием ответов на свои духовные запросы". Мысли, убеждения, религиозное подвижничество старообрядцев особенно важны для нас сейчас. Говоря о нынешнем возвращении к православию, мы должны знать о тех шагах навстречу, которые сделаны за последние 300 лет для преодоления раскола и обретения истинной веры. Комитетом по общественным связям администрации Иркутской области была организована встреча нашего корреспондента Юрия Балкова с епископом Новосибирским и Всея Сибири старообрядческой митрополии Силуяном. Предлагаем Вашему вниманию текст этой беседы.

- Уважаемый Владыко, Вы вернулись из Улан-Удэ, где проходила научно-практическая конференция по старообрядчеству. Не смогли бы Вы рассказать о ее работе? И еще, Владыко, на конференции присутствовал епископ Александр. Кто это и к какому согласию древлеправославной веры принадлежит?

- На конференции прозвучало очень много докладов по старообрядчеству. Была подготовлена целая книга. Старообрядчество - это неиссякаемый источник духовности и народной нравственности. О нем можно говорить и говорить. Было много ученых из Германии, Голландии, Санкт-Петербурга, Москвы и Красноярска. Иркутск представлял писатель Анатолий Байбородин.

Сама конференция проходила в столице Бурятии - городе Улан-Удэ. Я встречался с президентом республики Леонидом Васильевичем Потаповым, который по происхождению тоже является старообрядцем. Он обещал всестороннюю помощь и поддержку в восстановлении наших храмов. Сейчас в Улан-Удэ строится старообрядческая церковь. Потом мы поехали в те районы республики, где живут так называемые семейские - забайкальские старообрядцы. Побывали в Домах культуры сел Тарбагатай и Большой Куналей. Слушали выступления народных хоров. Все было прекрасно организовано. Что же касается отца Александра, то он возглавляет промежуточную Новозыбковскую епархию между нами и государственной православной церковью.

- В Бурятии, Владыко, до сих пор существуют скрытные старообрядческие общины. Вы не встречались с уставщиками - их руководителями?

- А они семейские?

- Да, белокриницкого согласия, их еще называют "австрийцами". К ним очень трудно попасть. В свое время я, благодаря помощи одного старообрядца, встречался с уставщиком тарбагатайской общины дедом Стефаном и уставщиком куйтунской общины дедом Левоном. Им тогда было за сто лет, но выглядели очень хорошо. Память удивительная, и дед Левон и дед Стефан могли наизусть прочитать любой отрывок из Библии или Псалтири. И в то же время не знали, что такое телевизор и радио. Дед Левон, услышав свой голос на диктофонной пленке, сильно удивился, спросил: "А как я мог залезть, паря, в такую маленькую машинку?". Чуть позже я побывал на богослужении в молитвенном доме старообрядцев города Улан-Удэ. Там уставщиком дед Иван. И опять меня поразило, как прихожане, а самому молодому было далеко за семьдесят, выдерживают службу. Кстати, и литургия, и всенощная у старообрядцев гораздо дольше, чем у нас, крещенных по новому уставу.

- К сожалению, встретиться с уставщиками не удалось. Все они принадлежат к беспоповцам. Корни этого явления уходят в 17-й век, во времена раскола.

В Улан-Удэ есть очень большой архив по старообрядчеству, где можно найти документы, содержащие сведения о религиозных диспутах нашей Церкви с беспоповцами и беглопоповцами.

Говоря о старом обряде, вожди сопротивления Никону и епископату на самом деле вели своих последователей не обратно к древнемосковской вере, а к вере новой, вере, основанной на желании более горячей, более активной и более целостной религиозной жизни, чем та, которую они находили в своих приходах и обителях. Чисто духовные побуждения поставили Неронова и Аввакума, Никиту Пустосвята и Досифея в ряды противников церковной иерархии и ее новшеств, и уж, конечно, прежде всего эти религиозные побуждения легли в основу проповеди "лесных старцев" (Капитона и Вавилы) и самосжигании дьякона Игнатия, инока Геннадия и иже с ними проповедовавших...

Боголюбцы, начавшие свою проповедь уже в 1630-х годах и давшие первых вождей тому движению, из которого развивалось поповщинское старообрядчество, с самого начала настаивали на усилении духовной жизни духовенства и паствы, церкви и государства. Мечты о Третьем Риме породили в их душах чувство ответственности за русское, последнее в мире, как они думали, чистое православие. Борьба западных вероисповеданий против восточной церкви в Польше и Оттоманской империи усугубила их опасения и испугала угрозой победы уже, как казалось им, торжествующего на Западе антихриста.
Совсем другие причины привели к расхождению с церковью то движение лесных старцев, которое в последнюю четверть 17-го века стало оформляться в беспоповщину.

Если боголюбцы верили в возможность спасения "мира" и в "миру" и хотели превратить наше Отечество в подлинно Святую Русь, в настоящий Третий Рим, то лесные старцы (Капитон и его веригоносцы) считали мир уже обреченным злу. Поэтому они хотели увести своих последователей, которые в их глазах были последними верными представителями восточного христианства, из этого мира в пустыню, в вечный пост и, наконец, в пламя огнепального причастия. В этих двух течениях сказались две вечные стороны христианства: радостная, столь хорошо ощутимая русской душой в пасхальных службах и мрачная, пессимистическая, нередко характерная для раннего ближневосточного монашества. Эти пессимисты видели перед собой не воскресение Христово и искупление Им грехов мира, а картину страстей Господних, мук Его учеников, преследования его последователей, аскетизм египетских и сирийских монахов, опасности искушения и погибели души. Вот в чем причина скрытности беспоповских старообрядческих общин в Бурятии.

- Владыко, а сейчас в Улан-Удэ есть община старообрядческой митрополии?

- Да, и она успешно развивается. У них есть земля, скоро начнется строительство церкви. На конференции президент Бурятии и мэр Улан-Удэ заявили, что отпустили на развитие старообрядческой общины 63 тысячи рублей. Ну и мы, конечно, тоже будем содействовать. Сам президент, как я уже говорил, семейский, он родом с Красного Чикоя.

- Как у Вас складываются отношения с московской патриархией?

- Мы идем параллельно. Они ориентируются на нас и уже корректируют свои упущения. Кресты уже не как украшения, они должны быть просто осьмиконечными, без завитков. В иконе началось возвращение к древнерусскому письму. То же касается и церковного пения.

- У старообрядцев ноты называются крюками.

- Это от греков. Церковное пение пришло к нам вмеесте с верой. Когда хор поет в унисон, просто диву даешься, какие божественные мелодии. До-ре-ми-фа-соль-ля-си - это итальянские гаммы, светские, а ут-ре-ми-фа-соль-ля - уже греческие, византийского образца, чисто духовные. Очень много полутонов в разных местах.

- Трагедия семейских, наверное, в том и заключается, что в свое время было прервано священство.

- Вместо священства пришли уставщики, и они взяли на себя всю церковную полноту. Когда у семейских спрашиваешь, вы крещеные или нет, отвечают, - да, крещеные. А кто вас крестил? Уставщик, говорят. Конечно, были трудные времена гонений на веру. Как только женщина родила, сразу несет к уставщику. А он тайно, чтобы, упаси Господь, не увидел никто, наливает воды в футляр от швейной машинки и крестит кроху. Это крещение неполное, без миропомазания. Семейские сохранили фольклор. Мы с ними встречались. Они очень красиво нарядились, были все в кокошниках, янтарные бусы на груди. Пели дивно хором на четыре голоса.

- В Улан-Удэ сейчас тоже нет священника.

- Так сложилось, что остался один Сергий в Куйтуне. Он еще очень молод, 27 лет всего. Не знаю, потянет ли?.. Веру семейским надо восстанавливать. У них дело обстоит еще сложнее, чем у других православных. Беспоповцы тоже остаются без вождей, у них постепенно все затухает. Долги ли, упокоился человек, и ни стало преемственности. Старики, правда, у семейских еще держатся прежнего уклада, а молодые уже более лояльно относятся к Церкви, трезво. Неплохо обстоит дело в Красноярском крае, где тоже много старообрядцев. У них уже есть свои кадры. Это очень хорошо.

- Старообрядчество представляется мне неиссякаемым источником духовности и культуры. Самое примечательное, что среди них не было бедных, а мы еще говорим, что духовность вторична по отношению к экономике. Опираясь на опыт старообрядцев, можно выйти на совершенно иные пути развития. И это будет свой, русский путь, выверенный временем, не зависимый ни от западноевропейского, ни от американского, который нам сейчас усиленно навязывают.

- То и грустно, что правители наши поддаются соблазну. А ведь народ наш, в том числе и старообрядцы, накопил гигантский опыт. Старообрядцы выживали даже там, где, казалось, выжить невозможно. В первой половине 18-го века правительство вместе с Синодом вело жестокую борьбу против раскольничьих общин, сложившихся в конце 17-го века на различных окраинах Московского государства.

Старообрядческая "Церковная история" рассказывает, как на Дону "полномочный чиновник" предлагал тамошним раскольникам выбирать между принятием новых книг и виселицею. И все согласились умереть. "Мучитель подавал лишь знак - и вдруг вздергивались на виселицу и умирали, а по смерти мучитель повелевал тела бросать в реку, да теми плывущими мертвецами возвестить и прочим нижним станицам, какова постигнет и тех година". В результате этой дикой расправы поднялось будто бы до 40000 "самых домохозяев" с женами и детьми под предводительством "своего богомудрого атамана Некрасова" и ушло за Дунай в турецкие пределы.

В Читинской области есть село Доно. Его основали казаки, выходцы с Дона. После Гражданской войны жители села ушли за кордон, в Трех-речье, где к тому времени осело много казаков. Они вели сельское хозяйство столь успешно, что даже китайцы, великие труженики и огородники, ездили к ним учиться. Во время культурной революции в Китае староверы во главе со священником Томско-Алтайской епархии о.Иваном (Щадриным) частью ушли в Австралию, частью на Аляску и в Аргентину. Они прибыли туда, не зная языка, и первое время общались с местными жителями одними жестами.

Я бывал и на Аляске, и в Австралии. Сейчас старообрядцы живут крепко, а сначала им было очень тяжело. В Австралии они занимаются строительством сборных домиков и слывут большими мастерами. Я служил там два года. Поселения старообрядцев располагаются, в основном, вокруг Сиднея.

На Аляске старообрядцы - строители рыболовецких судов. У них есть свои ангары, зимой они строят, а летом уходят на своих судах в море, занимаясь промышленным ловом рыбы. В Аргентине и Уругвае старообрядцы - большие землевладельцы. У них там много наемных рабочих. Таким образом, старообрядчество распространилось повсюду. И везде Господь не оставляет их своей милостью.

- Большое спасибо, Владыко, за интересную содержательную беседу.

- Храни Вас Господь. Успехов газете "Руcскiй Востокъ". И в заключение, памятуя о многих добрых делах, я хочу пожелать Борису Александровичу Говорину доброго здоровья и мужества в государственных делах.



Стеклянные ограждения цены на ограждения.

Архив номеров: 31, 32, 33, 34, 35, 37, 40, 41, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63.

Нам пишут | Разное.


© Русский Восток Почта