» Разное

Внедорожная история

Из чего же все-таки сделаны наши мальчишки? Из пружинок и картинок, из стекляшек и промокашек… Так пелось в детской песенке. В зрелом возрасте полярность интересов у мужчин практически не меняется, кардинально отличается только характер и масштабность игрушек. «Осенняя распутица» — ежегодное соревнование внедорожников разных классов в открытой тундре, подтверждение того, что сильная половина человечества знает, какое место в их жизни отведено технике.

Внедорожная историяОрганизатором состязаний выступает управление физической культуры, спорта и туризма. Уверенные, что участники стартуют с утра, мчимся на место автобоёв — 781-й километр в сторону Пангод. Зрелище должно быть впечатляющим: участвуют больше 50 гонщиков из разных городов Ямала: Нового Уренгоя, Надыма, Пангод, Пурпе…

Прибываем на место. На пустыре стоит одинокий вагончик судейской коллегии, поодаль томятся внедорожники. Их хозяева, столпившись, что-то обсуждают. И тишина… Спустя какое-то время на горизонте появляется ещё несколько уазиков. Припарковав железных коней, водители устремляются в судейский вагончик. Путаясь под ногами, пытаюсь получить комментарий.

— Участвую я уже раз пятый, — рассказывает Алексей Глушков. — Каждое соревнование проходит по-разному. Всегда заряжаюсь новыми впечатлениями. Попасть на соревнования просто — нужно лишь подать заявку на участие и переделать автомобиль согласно регламенту.

На самом деле не всё так просто. Чтобы быть допущенным к состязанию, авто нужно не просто переделать, а модифицировать «от и до». Участвуют четыре класса авто: «Стандарт», «Экстрим», «Спорт», «АТУ».

Вот что сказано в регламенте: “Стандарт” — полностью типовой автомобиль, не оборудованный лебёдкой с электрическим (механическим) приводом, на резине, предусмотренной заводом-изготовителем (грязевая резина “МТ” разрешена); “Экстрим” — автомобили с незначительными доработками (лифт кузова, подвески, грязевая резина), электролебедки разрешены; “Спорт” — автомобили, претерпевшие значительную подготовку для внедорожных соревнований, не соответствующие требованиям классов “Стандарт” и “Экстрим”. Колёса ограничены размером “37” включительно; “АТВ” — квадроциклы “Трофи”.

Внедорожная историяКвадроциклы — интересное увлечение, приобретающее с каждым годом всё большую популярность, но очень уж дорогое. Такой четырёхколёсный компактный друг стоит почти как новенькая малолитражная иномарка. Молодой человек спокойно и горделиво сидит на своём “Трофи”, будто медитируя перед заездом.

— Хорошая техника?

— На прошлых соревнованиях сломалась, плохо подготовился, — отвечает хозяин “Трофи” Сергей Седов. — Это было весной, глубоко ушёл в разлившуюся речку. Залило фильтр, повалил дым. И всё… Еще было такое, что вроде едешь первым, но кто-то проваливается под лёд — и пока вытаскиваешь людей, оказываешься в хвосте. Главное — собрать наибольшее количество точек за меньшее количество времени. Нужно сфотографироваться, одновременно держась рукой за авто — и за точку. Этот фотоотчёт представляешь судьям. Всё просто.

Как здесь для всех всё просто!

— Ничего сложного в правилах нет, — подтверждает Заур Епхиев, судья соревнований. — Точки, которые необходимо собрать на снимках, забиваются в навигатор, его наличие обязательно. Снимок должен быть чёткий, на нём должен ясно различаться бортовой либо государственный номер автомобиля и один из членов экипажа, касающийся руками автомобиля и контрольной точки. Судейство по всем представленным сегодня классам одинаково. В зависимости от сложности прохождения каждой точки даются разные баллы.

Позже выяснилось, что стартуют зверь-машины в час дня, поэтому так пустынно вокруг. Ближе к назначенному времени на площадке яблоку упасть негде. Рычит заведённая техника, участники проводят последние приготовления.

Главный судья Александр Уськов перед стартом объясняет:

— Соревнования проводятся с 2004 года. Радует, что число участников растёт. В этом году выставлен на гонки новый класс — мотоциклы “Индура”. У каждого на руках есть легенда прохождения маршрута. Трасса размечена метками. Соблюдайте скорость, особенно это касается мотоциклистов. Безопасность прежде всего. На двух участках стоят судьи. Трасса большая, перегон по торфянику, отсыпке, большие кочки. На трассу и обочину выезжать строго запрещено. Всего 54 точки, из них 11 — зрительских, то есть спонсорских, точек. Необязательно собирать все точки, старайтесь грамотно оценивать свои силы. В семь вечера необходимо вернуться в лагерь. Штурманы просчитывают время.

Роль штурмана не менее важна, чем роль пилота или техники. Штурман — провожатый для спортивного экипажа, глаза и уши команды. Он разрабатывает и показывает пилоту маршрут движения, ищет наиболее оптимальные пути подъезда к тому или иному объекту. В нескольких экипажах роль штурманов исполняли девушки.

Главный судья, взобравшись на горку, махнул стартовым флажком. Моторы взревели, участники ринулись к поставленной цели, но раскисшая почва засасывала и цеплялась за колёса. Один за другим квадроциклы бойко перескакивали этот зыбкий участок. Водителям внедорожников такой манёвр не удался. Джипы буквально ныряли капотом в грязь, зачёрпывая бампером комья земли. Вот точка, совсем рядом! Но чтобы добраться до неё, не застряв безнадёжно в болоте, необходимо проделать маршрут в километры! На манёвры нет времени, надо штурмовать зыбь. Застрявшего железного коня штурман и водитель старались вытащить всеми силами. На помощь приходит лебёдка, которую цепляют к другому авто. Приходится совершить несколько попыток, трос постоянно срывается…

На территории гонок главная опасность для квадроцикла — водоёмы. Заехав в реку, техника глохла, экипаж оказывался по пояс в воде. Но даже из совершенно, казалось бы, безнадёжных положений гонщики находили выход и двигались дальше. Вот где проявляется характер!

…Наступил вечер. Экипажам предстояло отправиться в “ночное” внедорожное ориентирование при свете фар и прожекторов.

Утро второго дня соревнований началось с финиша и ознаменовалось подведением итогов и награждением победителей. В каждом классе — по три призовых места. Призёрам вручали кубки и награды от спонсоров.

Следующий масштабный заезд по традиции должен состояться весной, тогда погода вновь испытает гонщиков на стойкость и решимость.


Опубликовано: 18-01-2013




Архив номеров: 31, 32, 33, 34, 35, 37, 40, 41, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63.

Нам пишут | Разное.


© Русский Восток Почта