» Архив материалов » №62

САМБО СНОВА В ИРКУТСКЕ, ПОЛОЖИВ КОНЕЦ СПОРТИВНОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ САМУРАЙЩИНЕ

23 Февраля, т.е. почти месяц назад, во дворце спорта "Динамо" прошли соревнования по борьбе самбо, в которых участвовали команды из Иркутска, некоторых населенных пунктов области и одна из соседней Бурятии. Любопытно, что столь падкие на освещение всевозможных каратмэновских ристалищ, средства массовой информации не проронили о соревнованиях самбистов ни словечка. Может быть это было заурядное спортивное действо, о котором и говорить, так сказать, "неприлично"? Ведь это не пришедшее из глубин древней самурайской мудрости, изначально благородное искусство "боевого восточного единоборства", а кондовое, серьмяжное русско-азиатское "изобретение".

Единственно, что тут справедливо, так это насчет отечественного изобретения самбо. Еще незадолго до русско-японской войны ряд русских спортсменов попытался систематизировать виды народной борьбы населявших Россию народов. Цель была чисто спортивно-воспитательная: создать такой вид спортивной борьбы, которым мог с успехом овладеть любой подданный Империи, не "насилуя" свои природные национальные качества. Как видим, и в этом случае приходят на ум изрядные сомнения насчет квалификации Российской Империи как "тюрьмы народов". Но события 1914-1922 годов затормозили эту работу русских спортсменов, и только после окончания гражданской войны, замысел качала XX века был воплощен в жизнь. О том, что тут главную роль сыграли А. Харлампиев, чей отец, известный русский спортсмен-тяжелоатлет, стоял у истоков создания универсальной русской спортивной борьбы, ныне предпочитают умалчивать. То ли дело японские джиу-джитсу, кэмпо, каратэ и т.д....

Вот, уважаемые товарищи-господа-граждане, делайте из этого выводы. Тем паче, что с начала "перестройки", как по невидимой команде, стали хиреть и закрываться секции самбо, вольной, классической борьбы. Те секции, где из мальчишек и юношей формировались настоящие сильные и добрые люди. А на их месте, словно некоторые несъедобные грибы после дождя, расплодились всевозможные клубы, именные школы, объединения, в которых (между прочим, за приличную плату) гарантировали обучить всяким самурайским убийственным штучкам. Реальное качество обучения, было вполне понятно какое. Но самое страшное оказалось в том, что сами сэнсэи, в большинстве случаев даже не подозревая о том, калечили души доверившихся им ребятам и девушкам. Прививали им культ самурайшины.

И вот, неступил, без преувеличения сказать, прорыв. В минувшем 2001 году прошло в Иркутске первенство по самбо азиатской части России, стали возрождаться секции самбо, а главное - появился интерес молодежи, в первую очередь студенчества. Разумеется, возрождение дело не легкое. Многие секции самбо вынуждены существовать, пусть на небольшой, но все же платной основе. Нет средств на достойный призовой фонд, страшно дорога спортивная омуниция (к примеру только мягкие ботинки самбиста стоят от 600 до 900 рублей, а они обязательны). Большие трудности с поездками на соревнования, размещением для проживания в гостиницах; так приехавшая на соревнования в Иркутск команда из Бурятии, попала буквально "с корабля на бал": с утреннего поезда сразу почти на ковер, а вечером уже уезжала обратно. Надо ли говорить, что результаты у бурятских самбистов оказались достаточно скромными, так боровшийся в весе 62 кг. десятиклассник Баир Омактуев занял лишь 4-е место, хотя мог выступить и много лучше. Но, в конце концов дело не в этом. Главное, это то, что истинно отечественный вид спорта, впитавший в себя лучшее от спортивных качеств практически всех народов нашей Родины, каким безусловно является самбо, не умер в годы смут и враждебных вихрей, а выдержал и вновь встает на свое место.

Но, было бы неправильно, сосредоточится только на самбо, ведь в сходном положении оказались и волъная, и греко-римская (ранее классическая) борьба. И если греко-римская борьба в Якутске сохранилась, то того никак невозможно сказать о вольной борьбе. "Вольникам", кроме Усть-Ордынского округа, в нашей области, досталось наверно больше всех тягот. Но и тут каратмэнам достичь своих честолюбивых замыслов не удалось. Так в Ольхонском районе, благодаря его руководителю Н.М. Мотошкину, вольная борьба по прежнему для молодежи спорт ╧ 1. Существует даже турнир на приз мэра района.

В свое время Владимир Высоцкий, разъясняя в шутливой форме содержание и смысл песенки о бегунах на длинные дистанции (известной как "Гвинеец Сэм Брут"), совершенно серьезно сказал, что нельзя мешать в спорт разные неспортивные политические штуки. Увы, так не получается. Но, как показывает жизнь, от подобных безобразий в конечном итоге страдают больше сами инициаторы неспортивности поведения. А любителям самурайской идеологии, протаскивающих ее под разными "спортивными" прикрытиями, следует посоветовать повнимательнее ознакомиться с историей русско-японских и советско-японских отношений. Может тогда до них дойдет, что такое самурайский оскал и почему так популярны у народов нашей Родины слова из песни из предвоенного фильма: "... мчались танки ветер поднимая, наступала грозная броня; и летели наземь самураи под напором стали и огня!"

Степан КРЮЧКОВ



ЖК Лесобережный наивысший

Архив номеров: 31, 32, 33, 34, 35, 37, 40, 41, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63.

Нам пишут | Разное.


© Русский Восток Почта