» Архив материалов » №58

ПРАВОСЛАВНАЯ СТРАНИЦА

Февраль - Март

Седмица - "Мытаря и Фарисея" - сплошная (пост в среду и пятницу отменяется)

В виду великого значения поста Святой Четыредесятницы (т.е. - Великого поста) Святая Православная Церковь приготовляет к нему своих верующих чад рядом особых недель и седмиц. Первая из приготовительных к Великому посту недель есть "Неделя о Мытаре и Фарисее"; она бывает за семьдесят дней до Пасхи. В чтении в эту неделю Евангельской притчи о Мытаре и Фарисее (Евангелие от Луки 18, 10-14) и во всей службе своей Святая Церковь указывает верующим чадам своим на смирение как на истинное начало и основание покаяния, и на гордость как на главный источник греха и препятствие к покаянию. С этой недели и кончая Великою Субботою в церковном богослужении употребляется "Триодь постная", содержащая молитвословия приготовительных к посту недель и самого Великого Поста.

Понедельник - 12/25

Иверской иконы Божией Матери.

Святителя Мелетия, архиепископа Антиохийского (381). Святителя Московского Алексия, всея России чудотворца (1378). Святителя Мелетия, архиепископа Харьковского (1840).

Преподобной Марии, именовавшейся Мариной, и отца ее Евгения (VI). Святителя Антония, патриарха Константинопольского (895).

День тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Святитель Алексий, митрополит Московский, чудотворец

Божественный, пречистый святитель Христов, до днесь охранитель и премудрый учитель земли Русской, сомысленник преподобного Сергия Радонежского, с которым духовно созидал нацию перед физическим и нравственным подвигом на Куликовом поле. Смиренный инок, в подвижнической жизни своей, сподобленный от Бога чудотворений, святитель Алексий несколько раз спасал Русь своею верою и молитвой.

Слава о его чудотворениях разошлась за пределы Московского государства, на него уповали и басурмане. Супруга хана Джанибека Тайдула три года страдала слепотой. Испытав всяких лекарей, хан потребовал, чтобы приехал митрополит Алексий, а иначе грозил Руси войной. Святитель знал, что может быть подвергнут мучительной смерти в случае неудачи, но не колебался. Он помолился в Успенском соборе перед иконою Богоматери у гроба митрополита Московского Петра, где при молебне чудесно зажглась свсча. Ее он взял с собой в Орду; поставил подле больной, сотворил молитву, окропил её святой водой, и Тайдула прозрела.

В другой раз святителю Алексию пришлось ехать в Орду при обстоятельствах, крайне опасных для Руси: сын Джанибека Бердыбек восстал на отца, убил его и двенадцать своих братьев и среди моря крови воссел на престол. Он наложил на Русь огромную дань. И Алексий, понимая, что предает себя в лапы тигру, но готовый положить душу за Святую Русь и свою паству, все-таки собрался в Орду. Много притеснений и скорбей претерпел он от Бердыбека, но десница Господня хранила его. Свирепый хан в конце концов отпустил Московского митрополита с честью и снял с Руси непосильные поборы.

Память свт. Алексия торжественно отмечается 12 февраля - в день его преставления (1378), и 20 мая - в день обретения святых его мощей (1431) и положения их в серебряную раку в Успенском соборе.

Вторник - 13/26

Преподобных: Мартиниана (V), Зои и Фотинии (Светланы) (V), Евлогия, архиепископа Александрийского (607-608), Стефана, в иночестве Симеона, царя Сербского, Мироточивого (1200).

Священномучеников Сильвестра, архиепископа Омского (1920), Зосимы, Николая, пресвитеров, и мученика Павла (1938).

Среда - 14/27

Равноапостольного Кирилла, учителя Словенского (869).

Преподобных: Авксентия (ок. 470), Марона, пустынника Сирийского (IV), Исаакия, затворника Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1090). 12-ти греков, строителей соборной Успенской церкви Киево-Печерской Лавры (XI). Перенесение мощей благоверного князя Михаила Черниговского и болярина его Феодора (1578). Святителя Авраамия, епископа Каррийского (V).

Святой равноапостольный Кирилл

Святой равноапостольный Кирилл, учитель славян (до принятия схимы - Константин) и старший брат его Мефодий по происхождению славяне, родились в Македонии, в городе Солуни. Получив блестящее образование и приняв сан пресвитера, Кирилл состоял библиотекарем соборной церкви в Константинополе и преподавателем философии. Стремясь к уединению, он удалился на гору Олимп к Мефодию, но в 857 г. оба они были посланы императором Михаилом к хазарам проповедовать христианство. Прибыв к хазарам, святые братья беседовали с ними о христианской вере и убедили князя и с ним весь народ принять христианство. Благородный князь хотел наградить проповедников богатыми дарами, но они отказались от этого и просили князя отпустить с ними на родину всех греческих пленников. В 862 г. началось главное дело святых братьев. Император послал их в Моравию для проповеди христианства на славянском языке. Святые Кирилл и Мефодий по откровению Божию составили славянскую азбуку и перепели на славянский язык Евангелие, Апостол, Псалтырь и другие Богослужебные книги. Они ввели богослужение на славянском языке. По природе болезненный и слабый, святой Кирилл от многих трудов заболел и, приняв схиму, скончался в 869г. 42 лет от роду. Перед смертью он завещал брату продолжать христианское просвещение славян.

Благоверный князь Михаил Черниговский и болярин его Феодор

Князь Михаил с юных лет отличался добродетельной жизнью, кротостью, смирением, обходительностью со всеми и милосердием к бедным. В 1235 году князь Михаил занял Киевский престол. Через пять лет он вступил в борьбу с татарами за Русь и Православие. В 1240 году, когда князя Михаила не было в городе, татары захватили Киев, множество людей отвели в плен, многих убили. Киев был обложен данью, Божии храмы осквернены, сожжены. Князь Михаил возвратился в опустошенный Киев. Татары, узнав, что он вернулся в Киев, стали требовать, чтобы он приехал поклониться Батыю.

Получив благословение духовного отца, епископа Иоанна, в 1246 году князь отправился в Орду с верным другом и сподвижником болярином Феодором. Прибывшим в Орду мученикам приказали исполнить языческий обряд - пройти через костер и поклониться солнцу и огню. Князь сказал жрецам: "Христианин кланяется только Богу, Творцу мира, а не твари. Я готов поклониться царю, так как ему Бог вручил судьбу земных царств, но не могу поклоняться идолам". Отказ князя Михаила привел в ярость Батыя, который велел своим приближенным немедленно же умертвить его. В это время князь Михаил с Феодором воспевали псалмы и усердно молились Богу. Подойдя к князю, убийцы схватили его за руки и за ноги и, распростерши на земле, долго и беспощадно били, так что земля обагрилась его кровью. Князь Михаил же переносил все это мужественно, повторяя только одно: "Я христианин". Ему отсекли голову. После этого нечестивые мучители требовали и от Феодора поклонения идолам. Но он был так же непреклонен, и убийцы обезглавили и его. Святые тела мучеников бросили на съедение псам, но те не могли к ним приблизиться, так как там появлялся огненный столп. Их перенесли в Чернигов и с почестями похоронили. В 1578 г. мощи мучеников были перенесены из Чернигова в Москву и положены в Кремле, в храме их имени близ Тайницких ворот; впоследствии их перенесли в Архангельский собор Кремля.

Четверг - 15/28

Апостола от 70-ти Онисима (ок. 109).

Священномучеников пресвитеров Михаила и Иоанна (1930), Николая (1938), преподобномучеников Павла и Софии (1938).

Преподобных: Пафнутия и дщери его Евфросинии (V), Евсевия, пустынника Сирийского (V), Пафнутия, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII).

Виленской (перенесение в Вильно в 1495 г.) и Далматской (1646) икон Божией Матери.

Пятница - 16/1

Мучеников: Памфила пресвитера, Валента (Уалента) диакона, Павла, Порфирия, Селевкия, Феодула, Иулиана, Самуила, Илии, Даниила, Иеремии, Исайи (307-309). Мучеников Персидских в Мартирополе (IV). Преподобного Маруфа, епископа Месопотамского (422).

Святителя Московского Макария (1926). Священномученика Павла пресвитера (1938).

Суббота - 17/2

Великомученика Феодора Тирона (ок. 306). Священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца (1612).

Преподобного Феодора молчаливого, Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Праведной Мариамны, сестры апостола Филиппа (I). Обретение мощей мученика Мины Калликелада (867-889).

Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея России

Выдающийся духовный деятель Смутного времени. Уроженец Казани, где поначалу и священствовал. Овдовев, принял постриг в Московском Чудовом монастыре, а в 1589 году поставлен митрополитом Казанским. Новый святитель обнаружил большое миссионерское усердие и заботливость о чистоте Православия.

Став патриархом, он многое сделал в упорядочении церковной жизни. Но самой большой исторической заслугой Ермогена стала борьба с Лжедимитриями и в целом с польской интервенцией. С декабря 1610 г. патриарх Ермоген начал рассылать грамоты, призывая к всенародному восстанию против иноземных захватчиков. По сути, после низвержения Шуйского патриарх оставался единственным законно избранным начальствующим человеком в стране. Находясь в руках захватчиков, он становится первым страдальцем за Землю Русскую. 17 февраля 1612 года священномученик Ермоген скончался в заключении от голода. Святейший патриарх сразу же стал почитаться как святой, а чудесные исцеления, подаваемые через молитвы к нему, никогда не прекращались.

Во время торжеств прославления мощей новоявленного угодника Божиего, в 1913 году, чудес совершилось столько, что было невозможно их записывать, тем более что они творились в бесчисленной толпе у самой раки. Но по возможности их все-таки отмечали. Так, например, исцелился от костного туберкулеза восьмилетний мальчик Николай, страдавший им с двух лет. Как только он приложился к раке святителя, он оставил свои костыли и ушел один без посторонней помощи. Также бросил свои костыли офицер, искалеченный в Японскую войну, и ушел здоровым.

Воскресенье - 18/3

Святителя Льва, папы Римского (461). Святителей Агапита исповедника, епископа Синадского (IV), Флавиана исповедника, патриарха Цареградского (449-450). Преподобного Космы Яхромского (1492).

Неделя о блудном сыне


В читаемой в этот день Евангельской притче, от которой она получила свое название (Евангелие от Луки гл.15, ст.11-32), Святая Церковь, для возбуждения к покаянию тех, которые, находясь в узах греховных привычек, не могут и не хотят освободиться от них, изображает бедственное состояние человека, удалившегося от Бога; а для утешения и ободрения тех, которые, подавляясь сознанием тяжести своих грехов, впадают в безнадежность и отчаяние, - представляет образ покаяния отпавшего от Отца развращенного сына и неисчерпаемое милосердие Отца Небесного, Который приемлет всякого кающегося грешника. Истинная радость и цель жизни заключаются только в благодатном союзе с Богом. Удаление от этого союза служит источником всевозможных бедствий, болезней и уничижений. Однако эти бедствия не безысходны для того грешника, который не заглушил окончательно свою совесть, не дошел до совершенного отчаяния, упорства и ожесточения во грехах, не впал окончательно во власть дьявола. Чтобы укрепить и пробудить всех нас от греховной дремоты, в которую более или менее все мы погружаемся обычным течением нашей жизни, легкомысленно преступая заповеди Божий и беспечно идя по греховному пути, - святая Церковь свои песнопения в этот день обращает в один непрерывный покаянно-молитвенный вопль души ко Господу. Глубина и сила этой молитвы в состоянии пробудить каждого от духовного усыпления, заставить войти строго испытующим взором в самую глубину своего сердца, поставить свою совесть пред зерцалом закона Божия, пред престолом страшного и нелицеприятного суда Божия, чтобы видеть, чем живет и движется наше сердце, что составляет главный предмет его привязанностей и стремлений, его желаний и надежд, - чтобы войти в себя, увидеть свое окаянство, познать свою виновность пред Отцом Небесным и пасть пред престолом милосердия Его со слезной молитвой о прощении согрешений и ниспослании благодати для исправления, так как только при условии истинного смирения и искреннего раскаяния для милосердия Божия возможно прощение от Бога самых тяжких грехов.

Неделя - по-старорусски - неделание, а неделя (современное значение) - по-старорусски - седмица; таким образом, и понедельник - первый день после недели; после Крещения Руси, неделя - во имя Воскресения Христова - была названа воскресением.



Вы найдете здесь услугу Email рассылка на любой вкус.

Архив номеров: 31, 32, 33, 34, 35, 37, 40, 41, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63.

Нам пишут | Разное.


© Русский Восток Почта