» Архив материалов » №44

Подростковый клуб Илья Муромец

Негативные процессы, происходящие в обществе и в образовании, в частности, наиболее жестоки к самым незащищённые слоям его - детям. Детские души, распахнутые миру и ждущие от него семени "разумного, доброго, вечного", получают ушаты помоев эрзац-культуры Запада и Востока. Эти потоки чужеродной информации, способные дезориентировать и взрослого человека, убийственны для детей. В процесс смены одной идеологии на другую, сам по себе тяжелый и болезненный, вклинивается третья идеология - идеология "хозяев мира". Результаты попыток хозяйствования их очевидны: двойной стандарт, демократическое убивание непокорных народов. Идеологические действия их носят все признаки информационной войны. В России ценности родной культуры, идеалы целенаправленно осмеиваются телешутами различных уровней. Как результат - потеря поколения "детей перестройки", зараженных социальной и нравственной апатией, вырастающих в "граждан мира", людей "без Родины, без флага", не имеющих опоры в жизни и поэтому легко попадающих в порочный круг таких явлений, как детская проституция, наркомания и СПИД. На наш взгляд, именно душевная пустота, образовавшаяся от утраты духовных ценностей, не заложенных в детстве основ народной нравственности, является причиной тяжелого заболевания общества. В этой связи считаем ценным и востребованным обществом опыт Театра народной драмы по возрождению лучших традиций русского народа.

Результатом более чем двадцатилетней деятельности Театра под руководством М.Г. Корнева по изучению культуры и духовного наследия русского народа, изучению старинных ремесел, промыслов, уклада, быта, традиций календарных праздников, изготовлению древнерусских народных инструментов и национальных костюмов, восстановлению школы русских единоборств стало создание подросткового клуба "Илья Муромец". Идея создания клуба возникла из необходимости более широко распространять опыт Театра народной драмы и насущной потребности молодежи в приобщении к русской культуре.

В процессе приобщения к народным традициям, таким, как проведение календарных праздников годового цикла (Рождество Христово, Святки, Масленица, Святая Пасха, Святая Троица и др.), возрождение песенной и игровой, ремесленной и воинской традиции молодежными объединениями при Театре народной драмы сформировался коллектив будущих педагогов клуба. Кроме основной деятельности клуба как учреждения дополнительного образования, педагоги клуба участвуют: в восстановлении Православных Храмов в Иркутске и области, в проведении календарных праздников годового цикла и городских мероприятиях, таких, как День города или городская акция помощи инвалидам "Плывет кораблик", областных акциях "Будущее Прибайкалья", региональном фестивале мужской воинской культуры "Священный Байкал", Всероссийском детском театральном фестивале "Океанская весна" и Международном кинофоруме "Золотой Витязь".

Кроме этого, в методических семинарах педагоги клуба передают опыт по ведению программ народных игр, коллегам из школ и фольклорных коллективов, работают и непосредственно в школах, возвращая детям радость народных игр. Группа энтузиастов - педагогов клуба - работает в школах и с культурно-просветительской программой "Во славу русского оружия", а детский фольклорно-этнографический театр "Лапоток" с программами "Святки", "Широкая масленица" и др.

Ключевым моментом воспитания считаем создание положительного, светлого образа предков своих, развитие способности ребенка любить родителей своих, род свой, землю, на которой мы живем, историю своего народа, нашу культуру и предназначение. На наш взгляд, именно такая любовь и гордость за свой род и формирует социально-активную и нравственно-устойчивую жизненную позицию, способную сохранить и наиболее полно раскрыть в душе ребенка творческое начало и противостоять негативным реалиям современности. Эти чувства, подкрепленные знанием отечественной истории и культуры, способствуют формированию личности, способной уважать культуру других народов и вести межкультурный диалог на самых высоких уровнях.

Методы, используемые для достижения указанной цели, традиционны. Это и передача глубоко сокровенных чувств (русского характера) путем народно-драматического, обрядового действа, народных игр, песен и танца, воинского искусства и прикладного ремесленного творчества, восстановление в душе ребенка нравственно-здоровой части генеалогического древа собственного рода, светлой памяти о нравственных поступках предков своих.

Рассмотрим вышеупомянутый метод как менее известный. Он выполняет, на наш взгляд, роль нравственного щита, помогает раскрыть ребенку его потенциальные творческие возможности. Суть его - поиск и осознание нравственно-высоких поступков и обыденных, простых на первый взгляд, но достойных уважения дел на поприще служения Богу и людям, способствующих процветанию собственного Отечества, вообще все то, за что их можно уважать и чем гордиться, сохраняя о них светлую память. Этот метод, равно как и другие вышеупомянутые (народная песня, игра и др.), способствует приживлению веточки детской души, зачастую надломленной бурями современности, к своему месту на генеалогическом древе, помогает не иссохнуть, не превратиться в оторвавшиеся от своего слабого корешка Перекати-поле, в Ивана-не-помнящего родства.

Так, из рассказов бабушки или дяди, из чтения наградных листов и из воспоминаний очевидцев, зарождается первое чувство причастности к богатейшей культуре, к героической истории своего народа, полной крестьянских, ремесленных, воинских и молитвенных подвигов, формируется устойчивая гражданская позиция.

Активно и широко используется педагогами клуба такая форма, как игра. Воспитательная особенность игры в том, что она не несет в себе и оттенка навязчивости, скучной назидательности, а протекает естественно и незаметно для ребенка. Народные игры, кроме этого, несут в себе возможность передачи опыта основ народной нравственности, передачи национального характера чувств и отношений. Например, такая игра, как "лапта". В лапту играют и стар и млад, и сильный и слабый. Команда, или ватажка, является как бы микросоциумом, микропроекцией такого понятия, как мир (в понимании жителей одного населенного пункта, прихожан одного церковного прихода, объединенных духовной общностью, мировосприятием, интересами и т.д.). В процессе игры создается атмосфера, в которой старики советуют младшим, сильные "матки", или ведущие, заботятся о слабых, а слабые стараются не подвести всю команду, даже если придется пострадать за други своя, ведь на миру и смерть красна. Команда игроков - они же болельщики. Практика показывает, что в такой игре как, лапта, проводимой в музее деревянного зодчества в Тальцах на празднике Св. Троицы, сплочение незнакомых людей происходит в течение первых пяти минут. Т.е. игра может быть формой объединения, направленного на преодоление общих трудностей. В процессе игры создается и укрепляется психомоторный стереотип преодоления преград, преодоление экстремальных и криминальных ситуаций. Этому посвящен такой раздел народных игр, как забавы и потехи молодецкие. В них укрепляется физическое и нравственное здоровье будущих защитников матери, любимой девушки, дома своего и Отечества. Вообще все народные игры несут в себе заряд народной нравственности и возвращают нам немодные нынче, но жизненно необходимые понятия совести и чести. Хитрить и обманывать - "хлюздить" - на людях стыдно и неудобно. Хочется быть лучше, быть удостоенным уважения сотоварищей, похвалы.

Игровые программы клуба "Илья Муромец" оказались востребованными. После городского семинара по народным играм, проведенного для работников летних детских площадок, более двух десятков школ города Иркутска запросили таковые семинары для учащихся своих школ. Забытые народные игры вызывают неподдельный интерес у учащихся. Очевидно, что место в душе ребенка, отведенное для народных игр, забитое ворохами мусора эрзацкультур Запада и Востока, ждет своего часа - встречи с родным, уже изрядно забытым, но по-прежнему любимым и желанным, так богато дополняющим многоцветие детской души.

Юрий ЖИГАРЬКОВ,
руководитель клуба



На agrolines.com.ua Вы можете найти сеялки точного высева Olimpia.

Архив номеров: 31, 32, 33, 34, 35, 37, 40, 41, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63.

Нам пишут | Разное.


© Русский Восток Почта