» Архив материалов » №50

Первосвятитель Иркутска

Девятого декабря исполнилось 270 лет со дня преставления великого угодника Божьего Святителя Иннокентия, первого епископа Иркутского, чудотворца.

Епископ Иркутский Иннокентий (Кульчицкий) - первый в Сибири прославленный Русской церковью чудотворец, родился в 1680 (82?) году в Черниговской губернии в семье дворян Кульчицких.

Закончив Киевскую духовную академию, в 1708 году был пострижен в монахи в Киево-Печерской Лавре. Одним из любимых учителей святителя был митрополит Стефан Яворский. Будучи местоблюстителем Патриаршего престола, Стефан Яворский в 1714 г. вызвал иеромонаха Иннокентия в Москву для преподавания в Славяно-Греко-Латинской академии. Через четыре года инок Иннокентий назначается префектом Академии и преподавателем философии и нравственного богословия. В 1718 г. он был переведен в Санкт-Петербург в Александро-Невский монастырь, а в 1719 году, по личному распоряжению Петра I, поставлен главным священником русского военно-морского флота.

Спустя год в Пекине умер начальник Российской Духовной миссии архимандрит Иларион. Нужно было искать нового руководителя миссии. Петр I выбрал Иннокентия Кульчицкого. 5 марта 1721 в Троицком соборе Александро-Невской Лавры в Петербурге иеромонах Иннокентий Кульчицкий был хиротонисан во епископа и через год отбыл со свитой в Китай.

Но промысел Божий назначил иное. Китайский император отказал миссии во въезде в свою страну, посему епископ Иннокентий оставался до 1725 г. в Селенгинске, в Свято-Троицком монастыре, где занимался проповедью Слова Божьего среди местных бурятских и монгольских племен. Используя свое архиерейское право рукополагать во священный сан, святитель восполнял недостаток духовенства за Байкалом.

В марте 1725 года владыка Иннокентий получил распоряжение переселиться в Иркутский Вознесенский монастырь. В начале 1727 года епископ Иннокентий указом Екатерины I и Синода назначается правящим архиереем вновь созданной Иркутской епархии.

Менее чем за пятилетнее служения в сане епископа Иркутского и Нерчинского Святитель с помощью Божией сделал очень много для укрепления Церкви и духовного просвещения народов Восточной Сибири.

Владыка Иннокентий не отличался крепостью здоровья, особенно страдал головными болями, но подвигов своих - молитвенного и смирения плоти, не оставлял. На теле он носил власяницу, поверх которой всегда был подрясник из шкуры лося и кожаный с железной пряжкой пояс. Молиться святитель любил в пещере за монастырской оградой, которую выкопал основатель Вознесенской обители старец Герасим. Еще был у святителя обычай обходить по ночам Вознесенский храм и молиться на него с четырех сторон.

Ни на мгновение не оставлял он главного своего дела - проповеди Слова Божия. Язычников он обращал к святой Церкви не только семьями, но и целыми стойбищами.

При всех неблагоприятных условиях общения с городскими властями, в его правление почти полностью закончилось строительство кафедрального Богоявленского собора. При Вознесенском монастыре еще архимандритом Платковским была устроена монгольская школа. Святитель Иннокентий не только поддержал это полезное для края начинание, но открыл еще славяно-русскую школу для всех сословий.

Очень любил святитель Иннокентий служить Божественную литургию. До последних дней своей жизни старался он не упускать возможности здесь, на земле, соединиться со Христом. В последний раз совершал он Божественную литургию в день Покрова Пресвятой Богородицы и затем в воскресный день 3 октября. После этого болезнь и немощь приковали владыку к одру. Болезнь то усиливалась, то отпускала. В минуты ухудшения здоровья владыка созывал братию, благодарил служивших ему за любовь и попечение, раздавал на память свои вещи, а тем, кому подарков не хватало, обещал при первом укреплении сил обязательно вознаградить. Очень скорбел владыка, что оставляет Вознесенский храм в неисправном состоянии и не раз высказывался, что если бы положили ему жалованье, то первую тысячу рублей употребил бы на построение каменной церкви. Жалованья при жизни он так и не дождался. Решение о начислении ему содержания и удовлетворения некоторых его нужд пришло тогда, когда он уже ни в чем земном не нуждался.

В четверг 25 ноября страдания святителя стали чрезвычайными. Братию и всех городских священников он просил молиться о себе. В субботу 27 ноября 1731 году в седьмом часу утра Господь навеки упокоил святителя. Монастырский колокол возвестил о его кончине, последовавшей в присутствии его духовника иеромонаха Корнилия (Бобровникова), братии и келейников. Погребение святителя было совершено 5 декабря. Гроб из соснового дерева был обит черным бархатом. Пречистое тело владыки водворили в каменном склепе под алтарем деревянной церкви в честь Тихвинской иконы Божией Матери.

В 1764 году, через тридцать три года после кончины святителя, во время ремонта Тихвинской церкви было обнаружено, что тело его, одеяние и даже бархат на гробе не тронуло тление, хотя само место погребения было сырым и затхлым.

Обретение мощей Епископа Иннокентия нетленными было духовным торжеством для Иркутской паствы. В нетлении сем она увидела уверение свыше, что в первосвятителе своем имеет близкого к себе и к Богу Предстателя и Заступника. Но не ограничивалась этим чудодейственная сила Божия.

Еще через два года настоятель Вознесенского монастыря архимандрит Синесий - сподвижник Святителя Софрония, третьего епископа Иркутского и будущий светильник Сибирской Церкви, прославленный Господом в 1984 году, - в день храмового праздника Вознесения Господня стал свидетелем следующего чуда. За трапезой после Божественной литургии присутствовал губернатор немец Фрауендорф. О нетленных останках святителя он был достаточно наслышан и очень хотел посмотреть их. Сколько ни отклонял это желание иноверца присутствовавший на празднике епископ Софроний, также будущий угодник Божий, изменить решение губернатора не удалось. Владыка Софроний, преподобный Синесий и Фрауендорф подошли к могильному склепу святителя, но ... не смогли увидеть гроба - он был покрыт густым непроницаемым слоем снега. После же отъезда губернатора даже следов снега обнаружить не смогли.

Спустя семнадцать лет, после многочисленных заявлений частных лиц, переживших молитвенное заступничество святителя Иннокентия после молитвы у честных его останков, было еще одно удостоверение, что мощи святителя находятся под особым покровом Божиим.

11 июня 1783 года при сильном ветре загорелась Вознесенская обитель. Весь Иркутск от мала до велика прибежал на пожар, но погасить его не представлялось возможным. Пламя охватило все каменные строения обители и, конечно, деревянную Тихвинскую церковь, под которой почивали мощи святителя. Надежд на спасение нетленных мощей угодника Божия не оставалось никаких. Тогда горожане обратились к прибывшему на пожар преемнику владыки Софрония, преосвященному Михаилу (Миткевичу), с просьбой попытаться спасти мощи из огня. "Ежели покойный Иннокентий угодил Богу, - ответил тот, - то ради его нетленных мощей Всемогущий Господь спасет и церковь". В ту же минуту огонь потерял силу над осененной благодатью церковью. Милостью Божией она простояла до начала XX века среди каменных, вновь отстроенных стен и зданий монастыря, в непререкаемое свидетельство свершившегося над ней чуда. В летописи Иркутска свидетели пожара записали: "В неделю Всех Святых (II июня) 1783 года, по полудни часу в четвертом, монастырь Вознесенский сгорел, а именно кельи все, три церкви - две каменные снаружи и внутри без остатку: при том два колокола разбились, а другие испортились. Велик страх был! К тому была превеликая погода. А святые образа и что были в церквах, книги, ризы и прочее, ограда вся и два кедра архиерейские сгорели без остатку. Осталась одна деревянная церковь Тихвинской Богородицы, где архиерей погребен".

Чудеса от мощей святителя множились. Вера в его заступничество перед Господом передавалась из рода в род. Многие служили панихиды у него на могиле и получали просимое! Слава о новом заступнике множилась среди православных. Угодник Божий не отвергал молитв почитателей ни в Туле, ни в Якутске, ни в Петербурге. Отовсюду епархиальному начальству слались письменные свидетельства о его заступничестве. В последних числах сентября 1800 года преосвященному Вениамину, епископу Иркутскому, пришло письмо за подписью 389 человек с изложением просьбы об открытии честных и нетленных мощей святителя для всенародного почитания.

Последнее требование привело владыку Вениамина в некоторую растерянность, разрешению которой помогло секретное инспектирование Иркутского края - по высочайшему повелению здесь находились сенаторы Ржевский и Левашов, которые также направили владыке Вениамину письмо. "Как самовидцы, - писали сенаторы, - не только нетленности тела сего, как сами обонявшие благоухание, как личные свидетели повествований о его многоразличных чудесах, поставляем себе долгом иметь от Вашего преосвященства, десять лет управляющего епархиею, все сведения о нетленном чудотворце для доклада по нашей обязанности Государю Императору".

Преосвященный передал сенаторам письмо для Государя и приложил к нему выписку о случаях чудотворений от мощей святителя, числом более ста. Государь потребовал от Синода рассмотрения дела, и уже по распоряжению Синода в Иркутск прибыл Казанский викарный архиерей Иустин. Владыка Иустин лично освидетельствовал мощи святителя, расспросил под присягой некоторых свидетелей чудотворений и вместе с епископом Вениамином 5 марта 1801 года докладывал Синоду. Доклад этот содержал подробное описание освидетельствования мощей, проведенное для большей достоверности в присутствии светских лиц - губернатора Алексея Ивановича Толстого с чиновниками, городского головы купца Петра Авдеева со многими почетными гражданами. Все участники освидетельствования подтвердили действительную сохранность останков святителя. Гроб и облачение святителя были также в совершенном нетлении. Это более чем через семьдесят лет после погребения!

Преосвященный Вениамин отмечал, что всенародное почитание святейшего продолжается и ширится, что сам он, епископ Вениамин, "убежден совестью признавать ходатайство святого Иннокентия у милосердия Божия уважаемым".

И 9 февраля 1805 года, в царствование императора Александра I, Иннокентий Кульчицкий был причислен к лику святых.

2 февраля, на Сретение Господне, преосвященный Вениамин принял святые мощи из склепа, поставил их посреди Тихвинской церкви и отслужил перед ними Божественную литургию. Через неделю, 9 февраля, мощи святителя при величайшем стечении народа торжественно, с крестным ходом и преднесением чудотворной иконы Казанской Божией Матери, были перенесены из Тихвинской церкви в соборную Вознесенскую.

Здесь мощи почивали пятьдесят пять лет, до времени, пока не потребовалось разбирать Вознесенскую церковь из-за ветхости. Двенадцать лет пролежали они в Успенском храме Вознесенского монастыря и 15 октября 1872 года были возвращены под своды вновь отстроенного на старом месте благолепного храма Вознесения Господня.

В память о первом перенесении мощей святителя ежегодно в Иркутске, при огромном стечении паломников со всей России, совершался крестный ход с иконой Казанской Божией Матери. Так было вплоть до 1920 года, времени жесточайших гонений на православных христиан. С зимы 1920 года начались аресты насельников Вознесенской обители. А в начале 1921 года власти совершили акт святотатства: мощи святителя Иннокентия были вскрыты "для медицинского освидетельствования". Новый настоятель монастыря, епископ Киренский Борис (Шипучин, + 1937), обращаясь к духовенству и прихожанам, писал: "Вчера, 11 января, мощи святителя Иннокентия были вскрыты. Облачение и одежда сняты, нетленное тело обнажено и оставлено в храме открытым. Церковь заперта. Богослужения прекращены. Монастырь охраняется красноармейцами". Позднее, под усиленной охраной, мощи были увезены в неизвестном направлении...

В 1990 году в одном из подсобных помещений ярославской церкви Николы Надеина были обнаружены неизвестные мощи. С целью их идентификации на кафедре судебной медицины Ярославского мединститута была проведена экспертиза. Описание мощей, сделанное ярославскими медиками, полностью совпало с данными акта, составленного в 1921 году в Иркутске. Мощи святителя Иннокентия, оставленные на семьдесят лет в сыром, не отапливаемом помещении, Господь хранил для явления нам чуда Своей милости.

И 2 сентября 1990 года в Иркутск из Ярославля (в гробу Святителя Игнатия Брянчанинова) были доставлены нетленные мощи великого угодника Божьего - Святителя Иннокентия, первого епископа Иркутского. Поставлены же они были в Кафедральном соборе Знаменского монастыря.





Архив номеров: 31, 32, 33, 34, 35, 37, 40, 41, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63.

Нам пишут | Разное.


© Русский Восток Почта