» Архив материалов » №52

Патриарх АЛЕКСИЙ II: "Борьба добра и зла достигла чрезвычайной остроты"

Мы живем в трудную эпоху, когда борьба добра и зла, борьба за православную веру в Истинного Бога, за христианские духовные ценности достигла чрезвычайной остроты. Христианская жизнь есть брань с духами злобы поднебесной, но кажется, что в наше время зло вышло из подполья и бесстыдно заявляет о своей победе над добром. Западный мир без покаяния и скорби сам именует себя постхристианским. Отречение от Христа и Его учения стало фактом для многих народов, а те, кто еще именует себя христианами, в действительности часто носят это имя формально и недостойны его.

После терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне американцы резко изменили свою политику в телевизионной сфере. Были запрещены для показа и положены на полки десятки уже отснятых фильмов со сценами жестокости и насилия. На американском телевидении теперь лихорадочно ищут сюжеты, вызывающие положительные эмоции, формируют позитивных героев нашего времени. Там начали понимать, что теракты создаются сначала на экранах, формируются в воображении, а потом уже воплощаются в тысячах погибших.

Другая картина на российском телевидении. У нас по-прежнему любое выступление против показа насилия пытаются квалифицировать как попытку ввести цензуру.

В результате изменения общественного строя и экономических отношений в последнее десятилетие произошло резкое расслоение общества на сверхбогатое меньшинство и бедное большинство. Возросла социальная несправедливость. Более того, изменились сама духовная атмосфера, менталитет населения. Главным мерилом и критерием все больше становятся деньги. Происходит коммерциализация всех сторон жизни. Люди становятся прагматичнее, жестче, циничнее.

Явление это не новое в истории, но масштаб его сейчас огромен. Истоки этого, по учению православных подвижников, в неправильном отношении к богатству и вообще ко всему материальному. Завистливый и жадный человек всегда видит то, что есть у других и чего нет у него.

Испытание свободой для людей, выросших в условиях ее ограничения, порой не менее психологически и духовно трудно, чем другие жизненные испытания. Человек, привыкший действовать в строго отведенном пространстве, не может быстро переключиться на новые условия. Нечто подобное испытывают ныне все церковные люди. С одной стороны, небывалый за всю историю христианства рост монастырей и открытие новых приходов, появление новых церковных учебных заведений, возрождение церковного пения, иконописи, архитектуры, с другой - полная неподготовленность к таким изменениям не только мирян, но и священнослужителей, нехватка кадров духовенства, преподавателей духовных школ; растерянность перед огромным валом людей, ищущих дорогу к храму. Видимо, в этом есть духовная закономерность, воистину: жатвы много, делателей мало.

Звать людей к Богу, вести их в Церковь, учить и воспитывать детей, кормить голодных и нищих, помогать болящим и одиноким, утешать скорбящих, ободрять унылых и малодушных, воздвигать падших, обращать заблудших - вот великое поприще пастыря во все времена земной истории, в наше же время, когда столь бесстыдно торжествует зло, - тем более. Ныне каждый священник должен быть миссионером и учить миссионерскому служению свою паству. Нужны миссионерские поездки в далекие глухие районы, где по-прежнему остается глад слышания слова Божия. Такие поездки могут и должны организовывать каждый сильный городской приход, каждая духовная школа. Но не менее нужна внутренняя миссия: необходимо идти в больницы и дома престарелых, в детские дома и школы, нести туда веру и любовь, живое, теплое добро и бескорыстную помощь.

Нужно учить нашу паству не оставаться равнодушной, когда рядом совершаются грех и преступление. Нужно смело и активно противостоять злу всюду и всегда. Мы не можем молчать, когда растлевают наших детей, когда пропагандируют блуд и пьянство, когда узаконивают воровство и обман. Каждый христианин обязан противостоять всякой агрессии зла, должен громко и активно проповедовать добро.

Пастырю необходимо сегодня говорить о красоте христианской семейной жизни и являть эту красоту. В доброй христианской семье в полноте раскрывается замысел Божий о человеке, являются самоотверженная любовь, красота отношений между мужчиной и женщиной, между родителями и детьми. Только возродив христианскую семью, наш народ может вернуться к настоящей, достойной жизни. Более того, люди, потерявшие способность любить детей, сами себя обрекают на духовное бесплодие и даже уродство. Добрый пастырь всегда бывает окружен детьми. И он должен употребить все силы, чтобы новое подрастающее поколение было спасено Христовой верой, любовью к Матери-Церкви.

Нам нельзя больше оставаться в расслаблении и спячке, в добродушном неведении опасности. Се, стою у дверей и стучу. Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3, 20). Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его (Откр. 22, 12), говорит Господь всем нам вместе и каждому из нас. Будем же добрыми воинами Христа Бога нашего и не пожалеем своих сил и самой жизни своей в подвиге пастырского служения.





Архив номеров: 31, 32, 33, 34, 35, 37, 40, 41, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63.

Нам пишут | Разное.


© Русский Восток Почта