» Архив материалов » №50

ОБСКУРАНТЫ

Фаддей Бенедиктович Булгарин (Видок), бывший польский легионер наполеоновской армии, десяток лет спустя после войны 1812 года появился в С.-Петербурге в качестве известного журналиста. Известность Фаддей Бенедиктович стяжал литературной травлей Пушкина, Гоголя и других русских писателей, как сказано "Брокгаузом и Ефроном": "...пытаясь угодить влиятельным обскурантам".

Но Фаддея Бенедиктовича можно если не простить, то понять в его стремлении как-то искупить свое наполеоновское прошлое перед лицом власть имущих, то теперешних "критиков" русской культуры нельзя ни понять, ни простить. Их можно только уличить в прямом, сознательном, расчетливом служении обскурантизму сегодняшнему, который и не обскурантизм уже, а наглое, сверхциничное загаживание русской культуры.

Подобных "критиков", паразитически взращивающих собственную славу и благополучие на облаивании, в угоду теперешним "влиятельным обскурантам", русского таланта, когда собственный талантишко мелковат, во все времена было - хоть пруд пруди. Замечено также: чем крупнее, самобытнее русский талант, тем многоголосее, надрывнее и отчаяннее брешет беспородная "свора". В данном контексте эпитет "беспородная" должно понимать как бездарная, серая. Эпитет не содержит в себе никакого намека на национальную принадлежность этой "своры", а если и содержит какой, то скорее намек на принадлежность безнациональную, так сказать, "общечеловеческую".

Таким образом, рецепт - как стать знаменитым - прост: нужно взять настоящего поэта, желательно национально выраженного, лучше всего русского (такова конъюнктура), и насколько возможно обвинить его во всех грехах, и вообще как можно чаще говорить - все его творчество беспомощно, бесталанно и не хорошо - просто потому, что не хорошо.

Некто г. Зангезин, которому не дают покоя "лавры" Фаддея Бенедиктовича, опубликовал во вкладыше "Парк культуры", подсовываемом в уважаемую газету "Иркутск"(16 ноября 2001 г.), разгромную, как ему кажется, статейку по поводу недавно вышедшей в свет детской книжки стихов Анатолия Горбунова "Журчинки". Молодой критик, пробующий свое перо в зубоскальстве, вероятно, полагает, что статейка его ("Стебельки граненые") весьма убедительна, содержательна и убийственна. Но, увы, внимательный непредубежденный читатель сразу поймет, что статейка не содержит ничего, кроме пустозвонства, злобы и кривословия, что в ней нет ни одной хоть сколько-нибудь стойкой мысли.

Не буду защищать оформление "Журчинок", ибо считаю эту работу Федора Ясникова не вполне удачной, правда, по совсем другим параметрам, в отличие от тех, которые пытается указать "искусствовед" г. Зангезин. Скажу только, что "услужливость кисти" (по выражению Зангезина) исходила, что очевидно, из искреннего восхищения художника живым языком веселых, затейливых, удивительно зримых стихов Анатолия Горбунова - одного из лучших сегодня русских поэтов.

Еще добавлю: если бы г. Зангезин слегка поприжал свои злопыхательские эмоции, мог бы сообразить, что оформление книжки дает для критики куда более важные доводы, чем один из удачнейших рисунков Федора Ясникова. К тому же незадачливый "биолог" с этим рисунком попал впросак. Дело в том, что зубы у лягушки есть (и ученые это подтверждают)! Небольшие, но есть. Это у жабы нету. По-видимому, г. Зангезин всю жизнь, еще не очень длинную, имел дело только с жабами...

Зангезин приводит отрывок стиха из "Журчинок": "Усики зеленые/ Вьются завитушками,/ Стебельки граненые/ И листочки ушками". Далее он пытается оскорбить А. Горбунова: "Не трудно понять, откуда взялось определение "граненые". Видимо, в момент написания стихотворения про стебельки автор задумался о чем-то другом, более прозаическом". В конце статьи автор уточняет со знанием дела: "Без "граненого" не разберешься, чего это автор понаписал".

Выпад против поэта оборачивается против самого г. Зангезина - его воспаленному желчью воображению представляется, что граненым может быть только стакан. По-видимому, еще малый, но уже хорошо знакомый со спиртным житейский опыт Виталия (не знаю отчества) подсказывает ему один этот образ.

Молодому человеку, только еще приспосабливающему, хоть и весьма рьяно, свои пальцы к перу, негоже отягощать свою юную душу необдуманной и циничной игрой в слова по поводу поэзии старшего поколения, которая для него (Зангезина) есть истинная классика. Лучше было бы у нее поучиться. А то ведь у него самого черт-те что получается.

У прислужников нынешних "влиятельных обскурантов" нет ни глубоких мыслей, ни весомых аргументов, ни хороших учителей, ни прочного мировоззренческого фундамента. Одно пустозвонство и желчь. Как всегда. Это про них сказал Александр Сергеевич Пушкин - что им все равно: "бегать ли под орлом французским, или русским языком позорить все русское - были бы только сыты".

Леонид ЧЕРЕМИСИНОВ



Подробности коробка стерилизационная цена здесь.

Архив номеров: 31, 32, 33, 34, 35, 37, 40, 41, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63.

Нам пишут | Разное.


© Русский Восток Почта