» Архив материалов » №58

О ПРАВЕ НА РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НАШИХ ДЕТЕЙ

Сравнительно-правовой анализ законодательств разных стран.

В последнее время в российском обществе идут споры относительно правомерности или противоправности введения религиозного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Важно понимать, что религиозное образование не сводится к профессиональному духовному образованию, что нарушало бы законодательство Российской Федерации. Оппоненты введения религиозного образования зачастую даже не пытаются осознать, что к религиозному образованию в светских образовательных учреждениях относится, к примеру, религиоведческое христианское образование в форме информирования учащихся о Православном Христианстве и Русской Православной Церкви. Резкие возражения против введения религиозного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях вызваны непониманием того, что граждане Российской Федерации - русские и представители иных народов России, выражающие принадлежность или предпочтительное отношение к Русской Православной Церкви, имеют право на свободный мировоззренческий выбор и получение образования в соответствии с ним.

Попытки лишить русских и представителей иных народов России возможности на получение образования в соответствии со своими культурными и духовно-нравственными традициями есть не что иное, как дискриминация по религиозному признаку, что является нарушением целого ряда международных правовых актов, а также части 1 и 2 статьи 13, части 2 статьи 14, части 3 статьи 17, части 2 статьи 19, статьи 28, части 1 статьи 29 и части 2 статьи 30 Конституции Российской Федерации. Нарушает также и правовую норму части 2 статьи 14 Закона РФ "Об образовании", устанавливающую: "Содержание образования должно обеспечивать:... интеграцию личности в национальную и мировую культуру...".

В то же время, внедрение Российской ассоциацией планирования семьи в систему образования развращающих программ так называемого "полового воспитания" вступает в резкое противоречие с духовно-нравственными традициями русского народа и, по сути дела, представляет собой насилие над религиозными чувствами верующих православных детей, нарушает их права.

Приобщение к национальным культурным ценностям наиболее полно реализуется в процессе обучения в общеобразовательной школе.

И реализация русскими и представителями иных народов России этих своих законных прав никоим образом не ущемляет прав верующих других религий.

По анализируемой проблеме, как и вообще по всем вопросам правового регулирования отношений между государством и религиозными объединениями, Россию постоянно пытаются сделать каким-то полигоном для отработки утопических идей. Это связано с рецидивами человеконенавистнической идеологии воинствующего атеизма.

Между тем, вопрос религиозного образования в школах во многих зарубежных государствах решен положительно. При наличии принципа отделения церкви от государства в большинстве европейских стран в государственных общеобразовательных школах преподаются религиозные предметы. Причем это является основанной на законе практикой, реализующей, прежде всего, права родителей на выбор получаемого их детьми воспитания и образования.

Так, часть 10 статьи 14 Конституции Австрии устанавливает: "По вопросам, касающимся федеральных школьных органов, действующих в землях и административных районах, обязательного школьного обучения, организации школ, частных школ и отношений между школой и церковью (религиозными обществами), включая преподавание религии в школе, если эти вопросы не касаются высших учебных заведений и академий искусств, федеральные законы могут приниматься Национальным советом лишь в присутствии не менее половины членов и большинством в две трети поданных голосов...". Часть 3 статьи 14а Конституции Австрии: "Если это не касается вопросов, названных в абзаце 2, то к ведению Федерации относится законодательство, а к ведению земель - исполнительная деятельность по вопросам: а) преподавания религии...".

Конституция Княжества Андорра от 14 марта 1993 г.: "Конституция гарантирует свободу мнения, религии и культа, право каждого лица проявлять или выражать свое мнение, религию или верование... Конституция гарантирует Католической Церкви свободное и публичное осуществление своей деятельности и поддержку ее особых отношений сотрудничества с Государством, основанных на андоррской традиции. Конституция признает объединения, учреждаемые Католической Церковью, которые обладают правом юридического лица в соответствии с ее собственными нормами и полной правоспособностью, вытекающими из общего андоррского порядка (статья 11); 1. Любое лицо имеет право на просвещение, целью которого является наиболее полное раскрытие человеческой личности при уважении свободы и основных прав. 2. Признается право на образование и право на создание образовательных центров. 3. Родители вправе выбирать образование для своих детей. Равно они имеют право, в соответствии с их собственными убеждениями, на нравственное и религиозное воспитание детей (статья 20)."

Параграф 1 статьи 24 Конституции Бельгии устанавливает: "Образование свободно... Сообщество обеспечивает свободу родителей в выборе образования для своих детей. Сообщество организует образование, которое является нейтральным. Нейтральность подразумевает, в частности, уважение философских, идеологических и религиозных взглядов родителей и учащихся. Школы, организуемые государственными властями, предоставляют вплоть до конца обязательного школьного обучения выбор между одной из признанных религий и преподаванием неконфессиональной морали". Параграф 3 статьи 24 Конституции Бельгии: "Каждый имеет право на образование в условиях соблюдения фундаментальных свобод и прав. Доступ к образованию является бесплатным вплоть до окончания обязательного школьного обучения. Все учащиеся, подлежащие обязательному школьному обучению, имеют право на духовное и религиозное обучение за счет сообщества". Преподавание Православия в государственных школах французского сообщества Бельгии разрешено с 1 сентября 1997 г. Православная Церковь была официально признана в Бельгии в 1985 г. С сентября 1989 г. было официально разрешено преподавание курса "Православие" в государственных школах фламандского сообщества Бельгии. Интерес к Православию среди бельгийцев растет, и в настоящее время этот курс уже преподается в десятках школ на фламандской территории.

В Великобритании, в соответствии с Законом о реформе образования 1988 года, в программе государственных школ "обязательно должно присутствовать религиозное образование, а также проводиться ежедневные молитвы. При этом христианство должно пользоваться должным признанием". Допускаются молитвы для отдельных групп учеников в соответствии с их вероисповеданием. Программа религиозного образования в государственных школах может учитывать религиозные особенности местного населения. Родители имеют право отказаться от религиозного образования своих детей."

Часть 3 статьи 7 Основного Закона Федеративной Республики Германии от 23 мая 1949 г. признает религиозное обучение обязательным в государственных школах: "Преподавание религии в государственных школах, за исключением неконфессиональных, обязательно. Без ущерба для права надзора со стороны государства религиозное обучение проводится в соответствии с принципами религиозных общин". Часть 2 статьи 7 Основного Закона ФРГ устанавливает, что "лица, управомоченные на воспитание, имеют право решать, будет ли ребенок получать религиозное воспитание". Акцентируем - только эти лица и никакие иные - ни "научные атеисты", ни религиоведы, ни "правозащитники".

Конституции земель ФРГ детализируют эти вопросы. В статье 12 Конституции земли Северный Рейн-Вестфалия указывается, что "в школах единого вероисповедания... обучаются дети католического либо евангелического вероисповедания в духе своей веры. В школах совместного обучения для детей разных вероисповеданий обучение и воспитание проводится на основе общих христианских культурных и образовательных ценностей".

Наиболее ярко права граждан на получение образования в соответствии со своим мировоззренческим выбором и своими ценностями отражены в Конституции Республики Бавария:

"Статья 127. [Влияние религиозных общин на воспитание] Гарантируется право религиозных общин и мировоззренческих обществ, признанных государством, оказывать надлежащее влияние на воспитание в детях религиозных убеждений или мировоззрения, при этом не должен быть нанесен ущерб праву родителей на воспитание своих детей.

Статья 131. [Цели образования] (1) Школа должна давать не только знания и развивать не только умения, но и формировать душевные качества и характер.

(2) Высшими целями образования являются почитание Бога, уважение религиозных убеждений и человеческого достоинства, воспитание сдержанности, чувства ответственности и получения удовлетворения от проявления ответственности, готовности помочь, восприимчивости ко всему истинному, доброму и прекрасному и осознание ответственности перед природой и окружающим миром.

Статья 135. [Государственные общеобразовательные школы] Государственные общеобразовательные школы являются общедоступными для всех детей школьного возраста. В этих школах детей обучают и воспитывают на принципах христианской веры. Детали уточняет закон об общехристианской школе.

Статья 136. [Преподавание Закона Божьего] (1) Во всех школах на занятиях соблюдается уважение религиозных чувств всех верующих.

(2) Закон Божий является обычным предметом во всех общеобразовательных школах, профессиональных училищах, средних и высших учебных заведениях. Его преподают в соответствии с основным положением соответствующей конфессии.

Статья 137. [Присутствие на уроках Закона Божьего] (1) Решение вопроса о присутствии на уроках Закона Божьего и об участии в церковных обрядах и празднествах зависит от волеизъявления тех, кто имеет право на воспитание ребенка, а по достижении 18-летнего возраста - от волеизъявления учащегося.

(2) Для учеников, которые не посещают уроки Закона Божьего, проводят занятия по вопросам общепризнанных основ морали и нравственности."

В ФРГ сохраняется государственное финансирование теологических факультетов в государственных высших учебных заведениях.

Пункт 2 статьи 16 Конституции Греции: "Образование является важнейшей задачей государства и имеет целью моральное, духовное, профессиональное и физическое воспитание греков, развитие их национального и религиозного сознания и формирование их как свободных и ответственных граждан".

Статья 2 Конституции Арабской Республики Египет устанавливает: "Религиозное воспитание - основной предмет в программах системы государственного образования". Статьи 160 и 161 Уголовного кодекса Египта защищают конституционные принципы религиозной свободы. Закон ╧95 от 1980 г. запрещает подстрекательство молодежи к "отказу от религиозных ценностей и преданности отечеству" и "отрицанию трех священных религий".

Статья 42 Конституции Ирландии: "1. Государство подтверждает, что первым и естественным воспитателем ребенка является Семья, и гарантирует уважение к неотъемлемому праву и обязанности родителей в соответствии с их возможностью давать своим детям религиозное и моральное, интеллектуальное, физическое и социальное воспитание. 2. Родители должны быть свободны давать такое воспитание дома, в частных домах или в школах, признанных или учрежденных государством."

Статья 44 Конституции Ирландии: "1. Государство признает, что уважение к публичному поклонению является исполнением долга перед Всемогущим Богом. Должно благоговеть перед Его именем, уважать и почитать религию... 40. Законодательство, предоставляющее государственную помощь школам, не должно вводить дискриминацию школ, состоящих под управлением различных религиозных направлений, а также воздействовать на право детей посещать получающие общественные деньги школы, в которых нет религиозных поучений".

Статья 27 Конституции Королевства Испании устанавливает: "1. Каждый имеет право на образование. Признается свобода образования. 2. Образование имеет своей целью всестороннее развитие человеческой личности на основе уважения демократических принципов общественной жизни и основных прав и свобод. 3. Органы власти гарантируют право родителей в выборе такой формы воспитания для своих детей, которая соответствует их собственным моральным и религиозным убеждениям".

Религиозным организациям, с которыми Испанским государством заключено соглашение о сотрудничестве, гарантируется предоставление возможности вести религиозное образование в государственных и частных школах при наличии соответствующего желания со стороны учеников и их родителей.

В Итальянской Республике религиозное образование разрешено в государственных школах. Если родители не хотят, чтобы их дети посещали уроки религиозного образования, они вправе отказаться, написав соответствующее заявление. В случае необходимости родители учеников из некатолических семей могут просить предоставить их детям школьное помещение для религиозного обучения своих детей в рамках своей религии. Текст нового Конкордата гласит: "1. В соответствии с принципом свободы образования и преподавания в пределах, предусмотренных Конституцией, Итальянская Республика гарантирует католической церкви право свободно создавать всех видов и степеней учебные заведения и воспитательные учреждения. Эти учебные заведения по статусу приравниваются к государственным учебным заведениям, им обеспечивается полная свобода, а их учащимся - условия, равноценные условиям, созданным для учащихся учебных заведений государства и других территориальных единиц; одинаковые требования предъявляются и к экзаменам. 2. Итальянская Республика, признавая ценность религиозной культуры и учитывая, что принципы католицизма являются историческим наследием итальянского народа, в общих целях образования будет продолжать преподавание католической религии в государственных учебных заведениях, кроме университетов". В "Дополнительном протоколе" сказано: "5. В отношении статьи 9: а) в учебных заведениях, указанных в п.2, католическая религия преподается согласно доктрине Церкви при соблюдении свободы совести учеников преподавателями, признанными церковными властями и назначенными по согласованию с ними учебными властями. В детских садах и начальных школах религия преподается классными воспитателями при условии их согласия и если они признаны церковными властями; б) последующим соглашением между компетентными учебными властями и Итальянской Епископской конференцией будут определены: 1) программы преподавания католической религии для различных видов и ступеней государственных учебных заведений; 2) порядок организации преподавания религии, в том числе место в расписании уроков; 3) критерии отбора учебных пособий; 4) направление профессиональной квалификации преподавателей".

Конституция Республики Кипр устанавливает: "В целях осуществления настоящей Конституции постановляется: 1. Греческую Общину составляют граждане Республики, греки по происхождению, родным языком которых является греческий, лица, соблюдающие греческие культурные традиции или принадлежащие к Греческой Православной Церкви; 2. Турецкую Общину составляют граждане Республики турецкого происхождения, родным языком которых является турецкий, лица, соблюдающие турецкие культурные традиции или являющиеся мусульманами... (статья 2); 1. Каждый имеет право на образование, а каждое лицо или заведение имеет право предоставлять образование при соблюдении процедур, условий и ограничений, предусмотренных соответствующими общинными законами и необходимых для безопасности Республики, конституционного порядка, общественной безопасности, общественного порядка, общественного здоровья, общественной нравственности, а также обеспечения уровня и качества образования, защиты прав и свобод других лиц, включая и права родителей на обеспечение своим детям образования, соответствующего их религиозным убеждениям. 2. На греческое и турецкое общинные собрания возлагается обязанность обеспечить бесплатное начальное образование в соответствующих общинных начальных школах. 4. На греческое и турецкое общинные собрания возлагается обязанность обеспечить доступность не только начального, но и дальнейшего образования для лиц, достойных этого и заслуживающих поддержки, на условиях и в порядке, предусмотренном соответствующим общинным законом (статья 20)."

Статьи 14, 15 и 16 Конституции Княжества Лихтенштейн от 5 октября 1921 г.: "Высшей обязанностью государства является способствовать общественному благосостоянию. В этих целях государство будет заботиться об издании и соблюдении законов и об охране религиозных, нравственных и экономических интересов народа. Государство будет оказывать особое внимание народному образованию и воспитанию. Они должны быть организованы таким образом, чтобы молодежь путем сотрудничества семьи, школы и церкви получала религиозное и нравственное воспитание, приобретала патриотические чувства и профессиональные качества. Вся система воспитания и обучения подлежит контролю государства при условии сохранения в неприкосновенности учения церкви".

Пункты 3 и 5 статьи 23 Конституции Королевства Нидерландов: "Требования к образованию, которое дается в государственных образовательных учреждениях, устанавливаются Актом парламента с должным учетом религиозной принадлежности и религиозных убеждений каждого учащегося... Стандарты образования в школах, финансируемых частично или полностью из государственных средств, устанавливаются Актом парламента с должным учетом в том, что касается частных школ, гарантий свободы получения образования в соответствии с религиозными или иными убеждениями".

Параграф 2 Конституции Норвежского Королевства от 17 мая 1814 г. (в редакции Закона от 4 мая 1964 г.) устанавливает: "Все жители государства обладают свободой религиозной совести. Евангелическо-лютеранская религия является официальной государственной религией. Исповедующие ее жители обязаны воспитывать в ней своих детей"; параграф 4: "Король должен всегда исповедовать евангелическо-лютеранскую религию, оказывать ей поддержку и покровительство". Норвежские государственные детские сады и школы обязаны по закону преподавать всем ученикам "Мораль и Христианское воспитание". Последние изменения в законодательстве Норвегии, направленные на постепенный отказ от государственной религии, не привели к запрету религиозного образования."

Часть 1 статьи 48 Конституции Республики Польша: "Родители имеют право на воспитание детей согласно собственным убеждениям. Это воспитание должно учитывать степень зрелости ребенка, а также свободу его совести и вероисповедания, а также его убеждений". Части 3 и 4 статьи 53 Конституции Польши: "Родители имеют право обеспечивать детям моральное и религиозное воспитание и обучение согласно своим убеждениям. Предписание части 1 статьи 48 применяется соответственно. Религия церкви или иного вероисповедного союза с урегулированным правовым положением может быть учебным предметом в школе, причем не может нарушаться свобода совести и религии других лиц".

Часть 7 статьи 32 Конституция Румынии от 21 ноября 1991 г.: "Государство обеспечивает свободу религиозного образования соответственно специфическим требованиям каждого культа. В государственных школах религиозное образование организуется и гарантируется законом".

Даже в таком ревностно соблюдающем свой светский характер государстве, как Турция, религиозное образование ("обучение религиозной культуре и этике") в школах обязательно. Статья 24 Конституции Турецкой Республики: "Каждый имеет право на свободу совести, вероисповедания и религиозных убеждений... Никто не должен быть принужден к отправлению религиозных культов или участию в религиозных церемониях и обрядах, к проявлению своих религиозных верований и быть обвиненным или осужденным за свои религиозные убеждения. Воспитание и обучение религии и этике осуществляется под контролем и надзором государства. Обучение религиозной культуре и этике является обязательным элементом в учебных планах начальных и средних школ. Получение какого-либо другого религиозного воспитания и образования зависит от собственного желания лица, а для несовершеннолетних - от требования их законных представителей."

Статья 16 Конституции Чешской Республики: "1. Каждый имеет право свободно отправлять свою религию или веру индивидуально или совместно с другими лицами, частным образом или публично, путем осуществления богослужения, обучения, соблюдения религиозных ритуалов или обрядов. 3. 3аконом определяются условия обучения религии в государственных школах."

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы. Опыт зарубежных демократических государств свидетельствует о том, что право граждан на свободный мировоззренческий выбор и получение образования в соответствии со своим мировоззренческим выбором и своими культурными и духовно-нравственными традициями и ценностями, в том числе - посредством религиозного образования, неоспоримо, закреплено в конституциях многих зарубежных стран, не противоречит общей светской направленности образования в этих странах. Право на религиозное образование является неотъемлемым правом учащихся на доступ к информации, и причем правом на обучение религии именно в рамках своего вероисповедания. Поэтому введение религиозного образования не противоречит светскому характеру российского государства, закрепленному в части 1 статьи 14 Конституции Российской Федерации, и светскому характеру образования, закрепленному в Законе РФ "Об образовании". Государство не вправе отказать значительной части населения нашей страны в религиозном образовании только на основании протестов отдельных граждан против его введения. К тому же, отказ одним гражданам в религиозном образовании на основании нежелания других граждан нарушает права первых. Если, к примеру, некто не желает получать высшее образование, то это - его личное дело и его личный выбор, но из этого вовсе не следует, что из-за его точки зрения и его выбора необходимо отменить в России высшее образование вообще. Демократия как раз в том и заключается, что власть учитывает потребности и запросы населения. Если религиозное образование в целом не противоречит Конституции Российской Федерации, международным правовым документам и есть соответствующее желание родителей, то введение религиозного образования в качестве учебного предмета вполне оправданно, целесообразно и законно. При условии, конечно, полной добровольности выбора.

Игорь Понкин,
кандидат юридических наук,
директор Института
государственно-конфессиональных отношений и права
(с некоторыми сокращениями)
www.state-religion.ru





Архив номеров: 31, 32, 33, 34, 35, 37, 40, 41, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63.

Нам пишут | Разное.


© Русский Восток Почта