» Архив материалов » №35

ЛУКАВСТВО КОБЕНКОВА

Случилось так, что статью бывшего своего коллеги - журналиста А. Кобенкова ("Иркутск: новое положение", журнал "Знамя", 2001, ╧1) я прочёл после знакомства с книгой Сергея Маковского "Портреты современников" (издания "Аграф" 2000 года), где был замечательный очерк о первых шагах поэта Осипа Мандельштама. Автор очерка пишет, что "никогда не встречал стихотворца, для которого тембр слов, буквенное их качество имели бы большее значение". Молодой Мандельштам дышал "магией образов, музыкой слова. Эта магическая музыка сплошь да рядом так оригинально складывалась у него, что самый русский язык начинал звучать как-то по-новому. Объясняется это, вероятно, тем отчасти, что он не ощущал русского языка наследственно своим, любовался им немного со стороны, открывая его красоты, как красоты греческого или латыни, неутомимо вслушиваясь в него и загораясь от таинственных побед над ним..."

Это было начало века. 1909 год. В поэзию России вошёл новый автор - со своим взглядом на мир: взглядом гражданина мира, со своим особым отношением к слову, к родине, к семье и всему... Автор очерка пишет про Мандельштама, что "...к России, к русской сути, к царской Москве и императорскому Петербургу он прикоснулся тоже, возлюбив превыше всего русскую речь, богатство её словесных красот, полнозвучие ударных гласных, ритмическое звучание строки..."

Так вот этот новый автор действительно только прикоснулся, оставшись самим собой, ни на кого не похожий, талантливейший... И скромный... Поэт Осип Мандельштам с Сергеем Есениным не конфликтовал, за "избёнки" и "берёзки" не высмеивал. Он восхищённо любил Россию как свою родину. Вот стихи Мандельштама, которые можно печатать во всяком патриотическом издании:

И с укреплённого архангелами вала
Я город озирал на чудной высоте.
В стенах Акрополя печаль меня снедала
По русском имени и русской красоте...

Так отчего же у некоторых его иркутских почитателей почти век спустя появилась "брезгливость" (как пишет Анатолий Кобенков в своей статье) к патриотам? (Поди разбери, кто из них настоящий, а кто шовинист?). А. Кобенков нам в статье так и не разъяснил, каких авторов, какого направления он считает кликушествующими патриотами... Ну мало ли к патриотизму примазывалось и раньше творчески несостоятельной публики. Всё мне кажется, что вопрос здесь гораздо глубже...

Осип Мандельштам, наверное, совершенно не предполагал, что его потом назовут великим русским поэтом и начнут противопоставлять славянским гениям. Он любил Россию и её славян, в частности, без безумного желания заменить их, стать на их место наиболее верным выразителем души российского народа. Я бы сказал, что он любил застенчиво. При этом, безусловно, стань он редактором журнала, сборника - он бы чаще печатал именно близких ему по образному мышлению, по отношению к миру и людям авторов... Мне кажется совершенно естественным, что автору статьи Кобенкову ближе по душе Левитанский и Уткин... Но в том-то и дело, что для Кобенкова и его нынешних соратников - это не просто более близкая поэзия: это чаще всего единственная настоящая поэзия. И хоть он делает реверансы в сторону Василия Козлова и других собратьев по перу, с кем раньше сотрудничал... Всё это не более чем лукавство...

Я более тридцати лет тоже живу в Иркутской области и читаю всё наше (где и кобенковское наше)! Видел живым Евгения Раппопорта, общался с ним в городе Братске. Но каким же добрым, наивным (царство ему небесное) кажется он по сравнению с нынешними его "последователями". Сколько нетерпимости нынче... Он умел радоваться любой удачной строчке любого автора, он бы никогда, наверное, не стал бы "выстраивать" по рангу поэтов так, что славяне всякий раз оказывались бы намного ниже!

Всякий раз, читая подобное, думаю: а почему якутскому или бурятскому поэту никто не ставит в вину преобладание в его поэзии национальных мотивов - например, темы степей, охотников?.. Никто не обвиняет их в шовинизме... А потому, что там любовь к творчеству о своей земле естественна и священна. Никто ведь в том же Казахстане не будет сравнивать чабана-акына, который поёт о том, что лошадь устала и юрту ставить пора, с творчеством Пастернака...

Как мне мил Мандельштам, что он жил и творил с моими славянскими предками, украшая их жизнь своими творениями... Украшал и не пытался оттеснить с главной литературной дороги - Николая Гумилёва и Сергея Есенина... Он шёл рядом по жизни как представитель удивительного народа, который с присущим только ему духовным видением открывал для славян и всех иных россиян неведомые доселе истины и красоты... Мне кажется, что великая беда Анатолия Кобенкова и его соратников в том, что они не терпят иного взгляда на поэзию и литературу... И самое главное: в возвышении славянской и конкретно русской темы им видится какая-то угроза своему верховенству в литературе. Отсюда такое постоянное подчёркивание в статье успехов нового Союза российских писателей на литературных конкурсах...

А чем тут гордиться? Успехи у ваших сторонников действительно великие - особенно в прошлом. И ныне талантами богаты... Чем тут гордиться, если почвенники-патриоты имеют в качестве органа для своих певцов только два литературных журнала по всей России ("Наш современник" и "Москва") и замкнулись в своём кругу, как и вы? Казалось бы, по логике, всем литераторам, кто считает себя на ранг выше, надо попытаться поднять "почвенников" и "славянофилов" до себя!

А ещё лучше сделать народную тему общей. И вообще, почему бы не сосуществовать вместе, ведя оба направления в литературе без скандала или глухого непонимания. Вместе творить, обогащаясь друг от друга... Для меня всегда была непонятна идея немедленного осуждения, а то и преследования всякого, кого подозревали в антисемитских взглядах. Запретить критиковать своего коллегу, соседа, сотоварища еврея, грозить наказанием за это всякому более или менее смышленому славянину - это значит порождать ежечасно тайную глухую и очень опасную неприязнь. Страхом заставить себя уважать нельзя! А тем более любить! Это касается и литературного процесса...

То, что вы - уважаемый автор - во всех статьях возвеличиваете своих, им же и не на пользу. Я полюблю Левитанского - не потому, что для вас он выше всех, а потому, что среди поэтов-фронтовиков он сказал своё неповторимое задушевное слово, но никогда не полюблю того тоже известного автора, который сказал о Минине и Пожарском: подумаешь, они спасли Россию, а лучше, может, было не спасать? Если мы действительно стремимся жить вместе и не заменять одного другим, надо попытаться полюбить друг друга, искренне вглядеться в особенности творческого мышления литераторов каждого из Союзов. Нельзя при этом клеить ярлыки, которые вы с такой охотой раздаёте!

Новое положение, о котором пишет Анатолий Кобенков, началось не сейчас, а в начале века, когда ещё, например, Александр Блок в письме К. С. Станиславскому писал о возрождении национального сознания без китов "Православия", "Самодержавия" и "Без славянства". Новое положение продолжилось тем, что после крушения советского Интернационализма русско-славянское направление в литературе так и не получило полноправного гражданства и начало обособляться на периферии как могло, полулегально, с оглядкой... Думаете, русско-почвенномыслящая творческая молодёжь, которая нынче превратилась в зрелых уже седовласых мужиков, не видела, не анализировала, не зверела (порой субъективно) от лицезрения этого национального унижения? Думаете, достаточно было для развития национального творчества ориентированных на зарубеж русских ансамблей песни и пляски да куцых сборничков поэтов Брянщины и Вологодчины?

Столько годков почвенника, славянофила "прессовали", и вы хотите, чтобы он не взорвался, был объективен? Он тоже (как справедливо гневаются гонимые по пресловутому "пятому пункту" литераторы) гневается на гонения за свою привязанность к русской теме! Его возмущает то, что он в своей родной стране боялся открыто "пропеть" о своём родном, ходил в дураках да "примитивных" у столичных литературных снобов. А любое подозрение в антисемизме навсегда закрывало ему доступ к литературе, к политике...

Уж надо бы вам, как более передовым, понять этот неудачный, с вашей точки зрения, слой людей творческих профессий и войти в это новое положение. Это просто пружина была сильно сдавлена и теперь порой резко и отчаянно распрямляется... Вам-то, уважаемый Анатолий, нашим родным россиянам, которые вместе с нами мёрзли в Сибири на стройках социализма, да стать бы выше этого, взяться за руки с патриотами-почвенниками и вместе строить Россию. Нам-то что делить, вечно безденежным литераторам! Вы у власти в почёте, вы, видимо, умнее и для демократии нужнее, так дайте почвенникам шанс на своём привычном национальном подняться ввысь, переварить прогресс и полюбить ценности демократической цивилизации...

Да, к почвенникам примазывается много всякого люду, который для национального колорита - церковки, да кресты, да иконы сует в свои бездарные вирши, но ведь не зачёркивает же из-за этого всё направление! То, что Кобенковы ушли в свой особый Союз (как и в Москве есть элитный Пен-Клуб, который посетил сам Президент), рядовому читателю очень напоминает знакомую картину всех прошедших семидесяти лет, от которых ни одному направлению литературы не стало лучше! А может, пора перейти к подлинному равноправию для пользы великого творческого дела? Я бы, например, хотел, чтобы каждый добавил в общую культуру что-то своё...

И пусть рядом, как полноправная национальная ветвь, развивается, например, еврейский театр, издаются прекрасные книги еврейских авторов. Развиваются и направления тех авторов, которые не связывают себя с определённой национальной традицией, но видят себя гражданами мира. Их опыт не выше и не ниже рангом исканий Василия Козлова или Николая Рубцова, он просто другой и в лучших своих достижениях бесценен!
Боже правый! Почему не это сотрудничество, почему всё время "или-или"?

Валерий Скрипко, г. Бодайбо



На sevat.com.ua купить миксер строительный, вы получите большую выгоду.

Архив номеров: 31, 32, 33, 34, 35, 37, 40, 41, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63.

Нам пишут | Разное.


© Русский Восток Почта