» Архив материалов » №63

БОИ ЗА МЕТОД

Так уже повелось, что всегда во всех спорах, когда ошибаются противоположные принципиальные установки начинает появляться всегдашнее "болото". В "болото" уходят и искренние люди, но не разбирающиеся в существе спора, уходят и самодовольные пошляки, свое пребывание "в стороне от схватки" рассматривающие как этакую твердую "объективную" позицию, уходят и просто трусишки, мучительно гадающие, чья сторона победит. Среди наших рабочих литературных кружков много можно найти товарищей, еще не разобравшихся в гаме и шуме разгоревшихся споров. Этим товарищам нужно помочь самоопределиться. Этим товарищам нужно порекомендовать соответствующую литературу. Эти товарищи еще будут активными участниками наступивших литературных боев. Но совершенно беспощадный отпор нужно дать тем обывательским элементам, которые за всяким идейным течением стремятся вынюхать низменные интересы. Для таких субъектов всякая принципиальная борьба-только веселая склока и ничего больше.

Ассоциация пролетарских писателей переживает период острейшей дискуссии по вопросам творческого метода. Всякая окололитературная мразь не прочь представить дело, как крах ассоциации. Только обыватель не понимает того, что вспыхнувшая борьба - доказательство идейного роста широких читательских пролетарских масс.

Дискуссия перехлестнула за порог чисто-литературной среды. Она захватила широкую читательскую массу. Новый читатель властно вмешался в спор. ЛАПП без различия творческих фракций будет давать сокрушительный отпор всем, кто будет представлять споры, как разногласия не идейные, а склочные. Немало находится и таких умников, которые считают принципиально недопустимой борьбу с установившимися мнениями.

Находится ли в большинстве та или иная творческая фракция, должна быть гарантирована полнейшая свобода творческим разногласиям, группировкам, ибо литература отнюдь не может развиваться на основе принципиального зажима инакомыслящих. Дискуссия показала и то, что в большинстве члены нашей организации не были достаточно подготовлены к разногласиям. Для большинства кружковцев "столбовая" дорога казалась чем-то непререкаемым, не допускающим сомнений. Такие товарищи пугались самого слова "оппозиция" и, проводя аналогию с партийной оппозицией, выступали против "антипсихологистов" не по творческой литературе, а по организационной. Так кое-где выносились даже резолюции, советующие просто исключить несогласных со "столбовой".

Чрезвычайно мало убедительны объяснения разногласий тем, будто в организацию вошли некоторые зловредные люди, внесшие смуту в "монолитные" ряды РАППа. Такие товарищи творческую дискуссию рассматривают не как нормальнейшее состояние живой организации, а как злую лихорадку. Можно говорить о болезненном характере споров, но в самом факте споров плохого ничего нельзя усматривать. Правильный анализ объяснит споры не фактом персонального вхождения в организацию того или другого товарища, а общим ростом культуры масс, характером переживаемого нами момента. Отставание литературы от запросов эпохи - вот что безусловно вызвало все эти страстные споры, эти настойчивые поиски правильного творческого метода.

Искусство является такой же ареной борьбы классовых влияний, как и другие области общественной жизни. А такое искусство можно создать только под бдительным контролем трудящейся массы, только под напором критики. А поэтому - шире дорогу творческим спорам! Поменьше административного восторга, больше внимательного прислушивания к тому, что говорят низовые производственные кружки.

Из журнала пролетарского творчества "Резец", май 1930 г



Признал Голодомор в Украине геноцидом парламент Португалии http://www.holosua.com

Архив номеров: 31, 32, 33, 34, 35, 37, 40, 41, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63.

Нам пишут | Разное.


© Русский Восток Почта